Автоматизация контроля недобросовестных действий клиентов становится стандартом для брокеров

Опубликовано 1 июня 2021

За последние два месяца регулятор предпринял ряд публичных инициатив в направлении повышения внимания брокеров к действиям их клиентов. Было проведено публичное обсуждение проекта указания, которое должно установить дополнительный перечень действий, признаваемых манипулированием рынком (дополнительно к закону). Совместно с НАУФОР были подготовлены методические рекомендации, содержащие перечень актуальных для российского рынка практик недобросовестных действий, которые по своей сути являются вариантами реализации запрещенных действий на организованных рынках ЕС; их наиболее полный перечень приведен в приложении II к Регуляции ЕС 2016/522. Также Банк России провел ряд личных встреч с комплаенс-офицерами (ОДЛ) крупных игроков рынка на предмет оперативного выявления недобросовестных практик на уровне брокера, реализации мер по прекращению таких действий, а также ведения превентивной просветительской работы с клиентами в области соблюдения ими требований 224-ФЗ.

Итогом текущей активности регулятора стало размещенное на его сайте большое интервью директора департамента Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерия Ляха информационному агентству Рейтер.

Суть посыла регулятора рынку заключается в необходимости усиления контроля за операциями клиентов и предотвращения их недобросовестных действий на ранних стадиях, до того момента, когда потребуется уже привлечение административных ресурсов Банка России. Регулятор полагает, что, прежде всего, брокеру выгодно закрывать вопросы недобросовестных действий клиентов самостоятельно, чтобы клиент оставался на рынке и продолжал работать, а не был заблокирован, например, по предписанию Банка России или стал объектом его расследования. Для выявления неправомерных действий клиентов на ранних стадиях (также в рамках ставшей модной практики подражания пользователям платформы Reddit) без автоматизации контроля не обойтись. Попытки публичного обсуждения критериев недобросовестных практик и методик их выявления предпринимаются регулярно. Важно, что они часто не содержат реально работающих моделей их выявления для систем контроля крупных и даже средних по размеру брокеров. Да, проанализировать 5–10 клиентов в день реально, но, когда работающих клиентов не менее 100, нужны действующие модели, чтобы комплаенс-офицер не утонул в море сигналов. Такими системами оптимизации работы с сигналами обладают далеко не все вендоры.

MAR Solutions давно начали работу именно с реализации нормативного регулирования ЕС в этой области как целевой в вопросах выявления недобросовестных практик, а последние инициативы Банка России тому подтверждение. Рынки объединяются, недобросовестные практики переходят с одного рынка на другой. Мы продолжаем следить за развитием рынков, отслеживаем новые недобросовестные практики и развиваем алгоритмы их выявления.

Все права защищены. ООО «МАР Солюшенз».