Рынок готовится исполнять ПВК по 224-ФЗ

Опубликовано 20 февраля 2019

Как известно, регулятор в апреле 2019 г. должен выпустить требования к правилам внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и/или манипулирования рынком.

Какие главные новшества получит рынок и главное — как и чем на них ответит?

Все говорит о том, что регулятор начал замечать «слона» — нарушения, связанные с манипулированием рынком и неправомерным использованием инсайдерской информации на рынке — и серьезно взялся за оздоровление и совершенствование процедур у участников рынка и биржи. По слухам, ими должны стать:

  • контроль сделок инсайдеров и связанных с ними лиц,
  • ведение и контроль операций по стоп-листу и листу наблюдения (23-МР),
  • обязательная оценка комплаенс-рисков по 224-ФЗ,
  • ведение журналов передачи инсайдерской информации,
  • отделение подразделений, связанных с получением клиенткой инсайдерской информации от прочих подразделений,
  • фактически реализуемый процесс (для брокеров) контроля операций их клиентов в целях выявления нестандартных сделок (заявок) и направление в Банк России соответствующих уведомлений.

По каким критериям следует осуществлять контроль операций клиентов пока только думают в НАУФОР и НСФР, последние уже даже опубликовали.

Активные участники обеих организаций сходятся во мнении о необходимости внесения в ПВК по 224-ФЗ признаков (критериев) манипулирования рынком (неправомерного использования инсайдерской информации), по которым участник торгов должен обеспечить автоматизированный контроль операций и направлять уведомления в Банк России в случае возникновения подозрений в нарушении клиентом требований 224-ФЗ.

Почему автоматизированный? Современные условия торгов и типы фактически выявляемых нарушений уже сложно посчитать на калькуляторе или даже в «старом добром» Excel, да и скорость, и качество такой работы, ее комплексность и актуальность будут сомнительными.

Все привыкли к относительной незаинтересованности регулятора в активном выявлении нарушений по 224-ФЗ. Конечно, отдельные громкие дела, как, например, с АО «Сбербанк Управление Активами» появляются, но это скорее исключение из откровенно «сонного» поведения регулятора. Даже в этом примере, при полном доступе ко всей информации о сделках (нарушениях) на рынке, терпение регулятора ждало три года: «Банк России установил факты многократного и продолжительного манипулирования рынками 50 ценных бумаг в период с 03.02.2014 по 26.01.2017».

Примеров активной работы для Банка России предостаточно. Это и SEC в США, штампующий результаты расследования значительных правонарушений на рынке ценных бумаг чуть ли не каждый день (последние громкие: инсайдерская торговля бывшего старшего корпоративного юриста компании Apple и необеспечение независимости при оказании клиенту аудиторских услуг вследствие наличия у сотрудников представительства Deloitte в Японии прямого конфликта интересов, связанного с предоставлением реальных данных аудиторского отчета), а также регулятор Великобритании — FCA, который регулярно публикует информацию о выявленных нарушениях, а также ведет очень здоровую и открытую политику по отношению к участникам рынка. В последнем выступлении Джулии Хоггетт — директора по надзору за рынками FCA, очень точно, профессионально и подробно раскрываются основные чаяния и предложения регулятора в отношении верного поведения и организации контроля участниками рынка:

  • Стремление к реальной оценке рисков использования бизнеса в неправомерных действиях клиентов и информирование работников о требованиях и ограничениях законодательства.
  • Выстраивание постоянного взаимодействия с работниками, оказание им помощи в понимании и исполнении требований закона и в осознании ими последствий нарушений.
  • Организация работы с клиентами в части сокращения операций, подлежащих репортингу (STOR —отчеты).
  • Грамотное ведение списка инсайдеров и реальное понимание необходимости предоставления и своевременного прекращения доступа к инсайдерской информации у соответствующих работников.
  • Выстраивание эффективных механизмов контроля и систем вне зависимости от уровня обращения инсайдерской информации. Делается акцент на усиление контроля в отношении «старых» работников, обладающих большим доступом, чем сравнительно «молодые» работники.
  • Серьезно обсуждается работа и статистика по направляемым регулятору сообщениям о подозрительных операциях (STOR — отчеты). Транслируется желание регулятора плотнее работать с участниками рынка, открыто обсуждать проблемы рынка, решать их и повышать эффективность взаимодействия.

Безусловно, практика открытого общения регулятора в последнее время реализуется и Банком России, а последние нормативные акты по теме 224-ФЗ и коммуникации с представителями соответствующего департамента говорят, что наш регулятор видит развитие российского рынка и его практик контроля в том же направлении, что и его западные партнеры.

Что нам следует понять из действий нашего регулятора? Полагаем, что 2019 будет годом активной работы по внедрению ПВК по 224-ФЗ в деятельность компаний — инсайдеров, реализации действенных механизмов (систем) контроля за операциями клиентов, а также годом начала активного направления в Банк России уведомлений по нестандартным сделкам (заявкам).

Все права защищены. ООО «МАР Солюшенз».