Применение 224-ФЗ с 1 мая 2019 года. Инсайдерам можно не уведомлять эмитентов об операциях с их ценными бумагами?
Приближается 1 мая 2019 года — знаменательная дата вступления наиболее существенных изменений в Федеральный закон № 224-ФЗ от 27.07.2010 (далее — Закон). В сети имеется множество статей в отношении вступления указанных изменений в данный Закон, но все они имеют скорее поверхностный характер оценки изменений — в большей степени исключительно с юридической стороны (было — стало) и без детального разбора будущей практики применения новых требований.
Сейчас, когда до вступления новых требований осталось всего три месяца, далеко не все участники рынка действительно осознают истинный масштаб изменений и будущих трудностей для себя.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание коллег и инсайдеров, это изменение порядка уведомления инсайдерами об их операциях с ценными бумагами соответствующих эмитентов, признавших их инсайдерами. До 1 мая 2019 года в отношении физических лиц — инсайдеров действует обязанность уведомлять эмитента в течение 10 рабочих дней с даты совершения операции с ценными бумагами эмитента. С 1 мая 2019 года указанный в ст. 10 Закона порядок меняется на порядок «по запросу» и в отношении инсайдеров — физических лиц будет действовать порядок, аналогичный действующему сейчас порядку для инсайдеров — юридических лиц.
Новый порядок установлен Законом, поэтому он имеет приоритет перед требованиями пока действующего Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях, утвержденного Приказом ФСФР России от 18.06.2013 N 13-51/пз-н. Надеемся, что новый порядок или разъяснения регулятора успеют к 1 мая.
Второе изменение, как противоположность первому, касается необходимости определить решением Совета директоров или высшим органом управления инсайдера условий совершения операций с финансовыми инструментами физическими лицами — инсайдерами, а также связанными с ними лицами.
Указанная мера является вариантом реализации в России европейского закона, известного как Market Abuse Regulation (Regulation (EU) No 596/2014), в части контроля сделок менеджеров и связанных с ними лиц, а также раскрытия информации об их операциях (Article 19).
По всей видимости, регулятор желает, чтобы с 1 мая 2019 года инсайдеры, указанные в частях 3 — 5 ст. 4 Закона, контролировали сделки не только работников и инсайдеров, но и связанных с ними лиц. Пока регулятор не раскрыл свою позицию о том, что он понимает под введенным им в Закон термином «связанные лица» применительно к инсайдерам, и как такой контроль, возможно, будет осуществлять на практике. Безусловно, тут необходимо также учесть требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», который требует первоначального получения согласия субъекта персональных данных, чьи данные обрабатываются. Если регулятор, согласно действующему Закону, выпустит требования к ПВК, в которых установит для брокеров соответствующие обязанности запрашивать у инсайдеров данные их связанных лиц и потом контролировать их операции, то такое требование скорее сможет рассматриваться как осуществление и выполнение возложенных Законом на оператора — инсайдера функций, полномочий и обязанностей, а значит получение согласий не потребуется.
Третье важное изменение — это необходимость утверждения и обеспечения выполнения инсайдерами правил внутреннего контроля, которые включают в себя и реализацию мер по предотвращению, выявлению и пресечению манипулирования рынком.
Ранее требование уведомлять Банк России о «подозрительных» или по-другому «нестандартных операциях» было установлено для участников торгов исключительно частью 4 ст. 12 Закона, а прямое требование об обеспечении соответствующих мер инсайдерами — участниками торгов в самом Законе отсутствовало и было частично реализовано лишь на уровне нормативного акта регулятора для контролеров/ОДЛ профучастников.
Теперь, с 1 мая 2019 года, если, например, брокер не осуществляет должный контроль за операциями своих клиентов, работников, инсайдеров и связанных с ними лиц в рамках исполнения ПВК, и регулятор выявляет значительные нарушения требований Закона клиентами и (или) работниками брокера (манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации), то руководителя и контролера — ОДЛ брокера могут обвинить в неисполнении установленных законодательных требований об обеспечении надлежащего внутреннего контроля.
Последствия неисполнения профучастником новой части 2 ст. 11 Закона чреваты, как минимум, возможной дисквалификацией виновных работников, штрафом до 700 тыс. руб. на юридическое лицо (часть 4 ст. 15.35 КоАП) и потерей репутации, а как максимум, при вовлечении еще и работников в нарушение Закона (наличии крупного ущерба) — лишением их свободы на срок до семи лет (ст. 185.3, 185.6 УК РФ).